Освобождение из «капкана алчного дыхания»

За радость тихую – дышать и жить,
Скажите, мне кого благодарить?
Осип Мандельштам

   Если вы, хотя бы бегло прочитали вышеизложенное о Бутейко и его методе, должны были бы заметить, что я с величайшим почтением отношусь к нему самому и его методу ВЛГД. И это действительно так. Но я предупредил ещё в начале изложения, что моя цель – познакомить вас не с Бутейко и «бутейковцами», а с тем, что «выросло в саду Рафаила» за сорок лет работы, по идеям Бутейко, на практике.

   Когда меня спрашивают – «Что такое здоровый образ жизни?» – я, с надеждой вглядываясь в глаза вопрошающего (может, поймёт?), отвечаю: «Здоровый образ жизни – это выполнять своё предназначение на Земле».


   Читая и даже пропагандируя мысли Бутейко, я понимаю и не забываю (для себя), что это – человек из «другого сада-огорода». Он с отличием закончил Первый Московский Медицинский Институт, затем аспирантуру и защитил диссертацию (!), – уже по анкетным данным мне виден диагноз – это врач, «белохалатник», – а потом ещё работал годы под руководством и в компаниях с разными академиками и профессорами медицины в лабораториях НИИ, т.е. он – «Человек Системы». Система его проглотила и переварила.


   Как поётся в песне: «Вышли мы все из народа» – значит, из Системы. Но и в «желудке» Системы иногда бывают сбои, и кобыла рожает жеребёнка с полосками зебры. В биологии это называется «телегония». Так и Бутейко, на мой взгляд, «жеребец» из системы «кобыл», но почему-то полосатый... Моё видение – «наш Штирлиц», работающий в гестапо и, естественно, как и научили отличника – «гестаповскими методами». Освобождаясь от одного «капкана», важно не попасть в другой.


   Вспоминается роман «Граф Монтекристо». Там описывается история, как узник долгие годы рыл подкоп, чтобы вырваться на волю, но ошибся направлением под землёй и вылез в соседнюю камеру...


   Метод ВЛГД означает – волевая ликвидация глубокого дыхания. В старинной русской тюремной песне поётся: «... старый товарищ бежать пособил – ожил я, волю почуяв». Чуется мне: зверь, алчно раздувая ноздри, несётся по тайге... У человека «воля» – это всегда от Ума, Идеи. А ведь самая мудрая (на мой взгляд) христианская молитва: «Да будет воля Твоя» (а не моя!). Второе слово в названии метода – «ликвидация». В этом слове мне представляются сразу отряды солдат и матросов НКВД или бойцы спецназа, производящие «зачистку» чеченских сёл. И третье слово в названии – «волевая ликвидация глубокого...» – «глубокое». Вроде бы, человек-то учёный, но терминология какая-то ненаучная, неточная. Люди-то все разные! Как пел Высоцкий: «...то чё б нам было с пяти бутылок!». Кому-то глубоко, а кому-то – по колено... Из четырёх слов названия метода: «Волевая ликвидация глубокого дыхания» – с первыми тремя я совершенно не согласен. Остаётся четвёртое слово – «дыхание». Как могут сочетаться слова: «ликвидация» и «дыхание»?. Ведь дыхание – есть показатель жизни...


   Мои попытки – во всём докопаться до сути – заставляли меня размышлять о том, что же не в порядке и что не нравится Бутейко в «дыхании». Сказано: «Стучите, и вам откроют». И мне «открыли»... Как и все студенты-медики, под руководством профессоров, познавал он человека в анатомичке (!). Резали и ковырялись в трупах, и Бутейко, как творческая личность, чувствовал и соображал, что чего-то главного нет у трупа по сравнению с человеком... «Чего, чего? – Да, дыхания и нет!» – видимо, его как-то подсознательно осенило...

* * *

   Как было сказано в разделе – «Причина болезни» – главная проблема современной медицины – это ложные представления об анатомии и физиологии человека. Человек, от которого я услышал эти слова, был антропософ и доктор медицинских наук из ФРГ. Но «антропософия» в нём была на первом месте, а медицина вторична и «вытекала» она из первого, которое я бы перевёл как «Мудрость Создателя Человека».

* * *

   «Как тяжело ходить среди людей и притворяться не погибшим, и об игре трагической страстей повествовать ещё не жившим...». В 1910 году создан этот стих поэтом Александром Блоком. В момент написания мной этих строк «на дворе» идёт 2010 год.

* * *

   Школа здоровья Рафаила – это Здоровье физическое, психическое, нравственное и духовное в своей совокупности, целостности и неразделимости. Создатель антропософии, принесший людям «Божественно-Человеческую Мудрость», пророк Рудольф Штейнер, объяснял своим последователям – прежде чем воспитывать детей, нужно понять картину Целого, Абсолюта, Вселенной, затем выяснить роль и место в этом Целом Человека и только тогда может быть понятно, как эту часть от Целого воспитывать, образовывать и, конечно, лечить.

* * *

   Дыхание в человеке – это внешний материальный показатель обменных процессов с Целым, с Природой... (вспомните притчу – «Залив и Океан»). На самом деле, обменные процессы идут на всех уровнях: как внутри Микрокосмоса человека – между органами и системами; так и на уровне целостных обменов Микро- и Макро- космосов. Если верить Астрологии, то у каждого органа, системы человека происходит постоянная связь с планетами солнечной системы и созвездиями, а если не верить – то всё равно происходит, но, видимо, несколько хуже, чем связь осознанная, прилив – отлив <=> берём – отдаём: обменные процессы с Землёй, с планетами, с созвездиями; кожное дыхание, нервные сплетения (чакры) «дышат»; каналы-меридианы берут-отдают; обмен чувствами, эмоциями, мыслями...


   Каждый человек связан со Всем и с каждым в отдельности во всём Космосе.


   Сводить лёгочное дыхание к балансу кислорода и углекислоты – это «правда», но не полная и очень маленькая правда. В школе Рафаила есть закон: «маленькая правда – это большая ложь». Другое дело, что до этой маленькой правды нужно ещё расти и расти медицинскому Лохотрону – «Ох, и трудная это работа – из болота тащить бегемота», тем более, если «он» изо всех сил упирается и, тем более, что всех «человеков», коими этот Лохотрон питается, это устраивает.

* * *

   Как известно с глубокой древности, главное в дыхании – это извлекаемая из воздуха «Прана – жизненная сила». Так же необходима нам жизненная энергия Земли, Воды, Огня. Без этих стихий, как пели в старой песне: «... – нам ни туды и ни сюды». Я не собираюсь углубляться в эту тему. В книжных магазинах имеется огромное количество литературы, а в Интернете наверняка ещё больше информации по этой тематике.


   Не надо усложнять Жизнь, но и сводить её к схемам, описаниям, пониманию так называемых «учёных» – это в третьем тысячелетии, в моём понимании, «ниже уровня критики».


   Жизнь, Бог, Любовь, Пространство, Время и многое другое – это понятия непостижимые для обычного человека. На текущий момент, учёные и техники, в массе своей, прекрасно справляются только с задачами уничтожения Жизни, хотя я не сомневаюсь, что и на это есть Воля Бога (читайте «Краткий курс») – «Неисповедимы Пути Господни».

* * *

   Что я хочу сказать этим? Если совсем кратко, то – «Каждому своё». Что касается идеи «Равенства» и «Братства»: «Братство» – да, всех и со всеми, но «Равенство» существует только потенциальное. «Старший – умный был детина; средний был и так, и сяк; младший вовсе был дурак». Упрощая пример: нельзя академика, маникюршу, олимпийского чемпиона, слесаря, бухгалтера и монаха пытаться загонять в одни рамки.


   Человек рождается с определённой жизненной орбитой, возможностями и предназначением.


   Кстати, маникюрши и слесари нами в жизни несоизмеримо больше востребованы, чем академики и чемпионы. Примерный уровень человека, уже с детства, несложно диагностируется видящими людьми, а также астрологами. Поэтому нет ничего страшнее общего образования и единых требований. Но пока – хватит об этом...

* * *

   Кому много дано, с того много и спрашивается.


   Бутейко выдаёт совет – клич женщинам: «Дышите меньше и рожайте гениев». Зачем так упрощать проблему... Мой совет девице, собирающейся замуж (по этой теме) – подбирать себе не мужа, а отца для своих детей. Больше будет шансов получить желаемое.


   Как уродуют в принятой системе воспитания детей, как «гениев», так и «нормальных» – более чем подробно рассмотрено выше. «Гениям» проявить себя в различных профессиях и искусствах всё-таки несоизмеримо сложнее. Есть дурацкое утверждение, что «талант всегда пробьёт себе дорогу», но мы знаем только о тех талантах, которые пробили себе дорогу, несмотря ни на что… А те, кто не пробились? Значит, они не талантливы? И кто это дал такое заключение? А как быть с мыслью Экзюпери, что в каждом ребёнке живёт Моцарт? Полвека педагогической работы с детьми дают мне право подписаться под этим утверждением. Нужно только создать условия для раскрытия его таланта, его предназначения. Система воспитания и образования, сложившаяся во всём мире, делает всё возможное, чтобы этого не произошло…

* * *

   Поэт-гений Александр Блок, уже в 1910 году написав: «как тяжело ходить среди людей и притворяться не погибшим», знал, что он фактически уже умер (в 30-то лет!). Истинный поэт – это не талантливый «рифмоплёт», это духовно развитое от рождения существо и его необходимо готовить к исполнению своей миссии на Земле, как в развитых странах когда-то готовили царевича стать наместником Бога в своём государстве. Как от рождения «развитое духовное существо», Блок понимал, что в детстве, юности, начале молодости – Жизнь была в нём, а сейчас (в 30 лет) её уже нет. В 41 год он ушёл из жизни – физически.


   Человек, так называемой «естественной смертью» не умирает одномоментно. Про современника Блока, гениального пианиста и педагога, который жил «ну слишком долго», коллеги по московской консерватории грустно шутили: «Гольдвейзер умер, а тело его живёт». Отмирают «мозги и чувства», восприимчивость и адекватность, а человек сам-то не понимает этого, продолжает вести «творческую» жизнь, а окружающие делают вид, что всё так, как и было раньше…


   Есть шутка: «конец света уже наступил, но никто этого не заметил». На практике, это мало реально – кто-то заметить бы должен, а вот для одного субъекта, как в приведённом выше примере, это – вполне реальная вещь. Возможно, что бо́льшая часть людей и уходит из Жизни подобным образом, который в народе диагностируется научно и точно как «маразм» (постепенное отмирание, разложение «тонких» тел, при относительной «живучести» физического).


   Своим гением Блок понимал, что «…об игре трагической страстей повествовать ещё не жившим» – это занятие достаточно глупое. Помню, когда-то давно читал воспоминание о Блоке его современника, и запомнился мне такой эпизод. Автор шёл на собрание сторонников какого-то духовного направления, модного в начале прошлого века. Он опаздывал к началу минут на 30-40. Поднимаясь вверх по лестнице, он увидел спускающегося вниз Блока. Спросил: «Вы уже идёте оттуда?». Блок презрительно махнул рукой в сторону двери, из которой он только что вышел и возмущённо произнёс: «Они там болтают о несказуемом!».

Поэзия – это то, что остаётся, когда забываются слова

   Вспоминается история примерно пятидесятилетней давности. Я был тогда студентом музыкального училища и по студенческому билету, единственного тогда профессионального музыкального учебного заведения в городе, нас бесплатно пропускали в оперный театр и филармонию на симфонические концерты, чем я и пользовался, поскольку всегда можно было в антракт уйти, без сожаления о материальных потерях.


   Сидим мы с приятелем в филармонии, на сцене – симфонический оркестр, конферансье объявляет, что исполняется и кто исполнитель. Глядим на сцену. Из-за кулис появляется дирижёр. Весь зал стал внимательно наблюдать, как он проходит расстояние из-за кулис и затем осторожно взбирается на дирижёрский постамент и делает зрителям что-то, отдалённо напоминающее поклон. В ответ из зала ему жиденькие и больше сочувственные аплодисменты. Затем дирижёр не поворачивается к оркестру, а как-то долго переступая ногами, переходит из «позы стояния лицом в зал» в «позу стояния лицом к оркестру». Ещё какая-то заминка с нотами, с дирижёрской палочкой и в это время я шепчу приятелю: «Как только прозвучит последний аккорд – сразу рвём в буфет, компенсировать потерянное время бутылкой пива…» (для молодёжи необходимо пояснить: в «совдепии» бутылка пива была дефицитом, а в филармонии пиво было всегда, видимо слушатели приходили всё-таки не за этим). После того, как дирижёр, взмахнув руками, сделал ауфтакт, и оркестр заиграл… – я умолкаю, как писатель (в начале я уже делал чистосердечное признание в том, что я не писатель, а говоритель). Если бы была лекция, семинар, т.е. живая аудитория, я бы как-то выкрутился в данной ситуации: начал бы говорить какие-то слова (любые, которые знаю!), но при этом у меня менялся бы тембр голоса, динамика, тесситура, жестикуляция, сверкающие глаза… и люди бы поняли, что происходило в тот вечер в зале филармонии. В момент выхода на сцену дирижёра, видимо, все зрители продиагностировали его возраст – ну, лет так 98-99, пожалуй, не больше… С момента первого аккорда оркестра, с дирижёром мгновенно произошло какое-то чудо. Ну, не судите, – это всё, что я могу сказать словами… То ли он исчез, то ли появился, то ли занял трёхмерно всё пространство зала… – это было стихийное явление – «гроза в начале мая». Я не помню кто композитор, что за произведение, а помню, что в буфет мы не пошли; в антракте возбуждённо курили и обменивались с приятелем междометиями: «Да! Блин!» (правда, тогда этого слова ещё не сочинили, и, видимо, мы употребляли какое-то другое в том же значении). Как «миленькие», мы отсидели оба отделения, дружно отхлопывая со всем залом и поставленными голосами озвучивая – «Бис» и «Браво».


   За прошедшие полвека впечатление в памяти нисколько не угасло. Перефразируя выше приведённое определение, что такое настоящая поэзия, можно сказать, что настоящее музыкальное исполнение – это то, что остаётся, когда забываются кто композитор, как называлось произведение, музыкальные темы; а вот то, что живёт во мне все эти годы – это и есть соприкосновение с музыкой.


   А фамилия того дирижёра – Стасевич. Конечно, автора и Создателя этой Мистерии я забыть не мог.

* * *

   Дотошный и добросовестный читатель, внимательно вникающий в смысл данного текста (если такой найдётся), по моему ощущению, примерно в этом месте должен возмутиться: «Совершенно не понятно, о чём идёт речь! Блок, Стасевич, равенство, братство, умерший толкует с ещё не жившими…». Определение «маразма» вполне подходит к построению этой главы!


   Согласен. Сразу иду в «сознанку». Намеренно «кручу-верчу» и не знаю – как мне выкрутиться из этой ситуации, поскольку написать надо о «несказуемом»… Блок сбежал, когда о «несказуемом» болтали. «Мысль изречённая есть ложь», но, говоря с аудиторией, можно своей энергетикой соединиться с Истиной и попытаться подключить слушателей через себя к Ней. В данном случае – «Несказуемое» – это «Дыхание Жизни». Можно было бы написать это определение в самом начале и предложить вам закончить объяснение на этом.


   Кто знает, что такое «Вдохновение» (вдох!), легко поймёт и что такое «Дыхание Жизни». Но знающему вдохновение «мой скорбный труд» и не нужен. Ну, может, полистает так, от нечего делать, из любопытства – «Как это он для себя трактует?».

* * *

   Как руководитель школы здоровья – за «стасевичей» я не беспокоюсь, с ними всё в порядке. Меня волнуют «гольденвейзеры» и «блоки»!


   У Стасевича, скорее всего, было слабое физическое тело от рождения, но он получил отличное воЗпитание или от рождения имел «абсолютный слух» и дар «Дыхания Жизни», который не смогли разрушить родители и воспитатели. В необходимые моменты жизни, он «подключал» свой Микро к Макро Космосу, Душу к Богу, его «Залив» соединялся с «Океаном», и происходила Мистерия, Божественный Танец Жизни.


   На всякий случай (для непонятливых), я объясняю: говоря о «стасевичах», «гольденвейзерах» и «блоках», я имею в виду не конкретных личностей, а «психотипы», «синдромы» (т.е. сумму симптомов), имеющих широкое распространение…


   «Гольденвейзеру» от папы с мамой досталось «слишком» здоровое тело, а «Дыхания Жизни» хватило, видимо, только на юные и зрелые годы, а когда оно истощилось, «Конец Света» для его Микрокосмоса настал плавно и незаметно для него самого, но явно и заметно для окружающих, он ещё долго и «бессовестно» продолжал «жить», не понимая, в отличие от «блока», что уже умер.


   Достаточно распространённый синдром в социуме…


   Александру Блоку, в отличие от Стасевича и Гольдвейзера, которые были музыкантами, было значительно труднее – он был писатель и поэт, а это означает общение с листом чистой бумаги: изливай на него пришедшее к тебе вдохновение Жизни, никто и ничто не мешает; излил – и можно впадать в уныние, в «безнадёгу».

«Ночь, улица, фонарь, аптека, бессмысленный и тусклый свет

Живи ещё хоть четверть века – всё будет так. Исхода нет.

Умрёшь – начнёшь опять сначала, и повторится всё, как встарь:

Ночь, ледяная рябь канала, аптека, улица, фонарь».


1912 год

   Блок здесь уже не притворяется «непогибшим», как два года назад, в 1910 г. – «Исхода нет». И смерть не поможет – опять будет тоже самое... «Повествовать ещё не жившим» ему уже не приходит в голову. Диагноз стиха – «ночной тоскливый вой при свете тусклого фонаря…», но талантливо, стервец, воет, из высокого Эгрегора, вот только по ведомству «Кнута» (читайте «Краткий курс»).


   А может, ему не надо было сбегать из компании духовной, в которой болтали о несказуемом? Ведь «Дар» был дан Богом ему не для того, чтобы гордиться и презирать братьев меньших. Гордых Жизнь опускает, вот Она и опустила его туда, откуда (как ему кажется) «Исхода нет».


   А как случилось, что поэт-гений потерял «Дыхание Жизни», начал «притворяться непогибшим»? Всё очень банально.

Стих от 26 октября 1908 года.


Я пригвожден к трактирной стойке.

Я пьян давно. Мне всё — равно.

Вон счастие мое — на тройке

В сребристый дым унесено...

.....................................

И только сбруя золотая

Всю ночь видна… Всю ночь слышна…

А ты, душа… душа глухая…

Пьяным-пьяна… пьяным-пьяна…

   Гольденвейзеру в отношении сохранения «Дыхания Жизни» было «легче». С похмелья не сядешь за концертный рояль и не сможешь работать со студентами консерватории. Он вынужден был соблюдать: «Этику служения высокому Эгрегору». И уж совсем «легко» «стасевичам»: симфонические оркестры состоят из десятков музыкантов (до сотни!), в лучших из них за пультами нередко сидят лауреаты международных конкурсов, аккомпанировать приходится «звёздам» мировой величины. Просто талантливый дирижёр – этого совсем мало, нужны ещё и высочайшие человеческие качества: музыканты оркестра видели и перевидели всяких, от «рентгеновских» их глаз ничего не спрячешь; провалил, не концерт даже, а репетицию и ты уже в их глазах – кандидат на отчисление… А на концерте – впереди оркестр, а сзади публика... Вот это ситуация! Что тут можно сделать без «Дыхания Жизни»?


   Дотошные американские учёные исследовали работу дирижёра: за два часа работы он тратит энергии больше, чем грузчик за восемь часов!


   И самое интересное, ради чего я так подробно расписываю работу дирижёров: исследователи их биографий выяснили, что наиболее талантливые из них достаточно долго живут и работают по своей профессии (несмотря на гастроли, переезды и хлопоты, связанные с этим…).


   Подумайте на досуге, чем и как это объяснить.


   Звучать может только натянутая струна.

* * *

   Строчка Блока «... а ты, душа... душа глухая... пьяным пьяна... пьяным пьяна…» поэтически талантлива, но абсолютно не верна и безграмотна по истинной «анатомии и физиологии человека». Душа человека никогда не бывает ни пьяной, ни глухой – она есть «искра Божия», частичка, «клеточка» Целого. Пьяным же становится сознание Эго, одержание рассудка эгрегором Алкоголизма, Алчности и т.д.


   Я где-то читал, что Блок умер от голода в 1921 году, в возрасте 41 года. «Интуитивно-авторитетно» заявляю, диагноз «умер от голода» – неверный. Он жил в городе, его знала и восхищалась его поэзией вся Россия. Да, в 1920-1921 году действительно в стране был голод, но нашлись бы люди и Блока бы покормили, не дали умереть... Просто его Душа решила, что дальнейшее пребывание в этом организме «алчного дыхания» бессмысленно и покинула тело.


   Поэты-самоубийцы: Есенин, Маяковский, Цветаева, Мандельштам погибли примерно по той же причине. И неважно, как на самом деле было – они сами нажимали на курок и засовывали голову в петлю, или им помогали это сделать «соответствующие органы» – «без Его ведома волос с головы не упадёт».


   Если кто-то поправит меня тем, что Мандельштам не был самоубийцей, а «сгинул в лагерях» – да знаю я это. Но написав и пустив «по рукам» свой гениальный стих о Сталине, он что – был глупым и не понимал того, что «нажимает на курок»?

* * *

   Помня, что пишу я не литературное эссе, а главы Школы Здоровья, хочу в очередной раз объяснить «ОБ чём идёт речь».


   Мне важно, чтобы читатель не «что-то» понимал в приведённых примерах, а понимал смысл, который я пытаюсь в них вложить (может, не всегда умело, но это меня мало волнует). Рекомендую услышать и пытаться понять слова «вестника», а не разглядывать и оценивать его.


   Когда «надо, и муравей вестником будет» – Агни Йога.

* * *

   Когда мама мечтает родить и воспитать талантливого (или лучше бы – гениального) ребёнка, чтобы всем предъявлять его – «вот, это мой ребёнок», она не понимает и не ведает, какой «тяжкий крест» ляжет на неё и какая ответственность (естественно – не перед юридическими органами), если это на самом деле произойдёт... Если бы в её, надеюсь, красивой головке было бы хоть малейшее понимание этой ответственности (кстати, напомню, дети в младенчестве все талантливы), то она не позволила бы «белохалатникам» делать её ребёнку прививки, пичкать его таблетками, вырезать, с точки зрения невежд, лишние (!) органы – гланды, апендикс..., и уж тем более, засовывать его в общеобразовательную школу, где его будут «кормить» тем, что «хавает весь пипл».

   В этом плане особенно показательны судьбы двух самых великих супер-гениев России – Пушкина и Гоголя. Мой диагноз – они оба поэты. У Гоголя «Мёртвые души» – поэма. Да и вся его остальная художественная проза – это тоже поэзия.

   Всю жизнь мне было постоянно некогда. Мечтал – вот выйду на пенсию – буду лежать на диване и читать только Пушкина и Гоголя и притом вслух, наслаждаясь звучанием... Второе десятилетие на пенсии… Пушкин и Гоголь терпеливо дожидаются своей очереди, стоя на полке (своевременно приготовил их...). Год назад оставил свою очередную школу – ну вот, уже теперь...! Теперь (блин!) пишу тексты Рафаила!

   Детство и юность Пушкина хорошо известны. В доме Пушкиных собиралась Элита общества тех времён: изысканные манеры, языки, гувернёры, блистательные умы… А затем – царско-сельский лицей: юноши отобраны из избранных; преподаватели – «сливки» российской интеллигенции; сам царь курировал это учебное заведение!


   О детстве Гоголя – каким оно было – мне не попадалось ничего узнать, но недавно, к его юбилею, шёл сериал по ТВ, где рассказывалось, в частности, и о его детстве. Не смог смотреть (хотя изначально мне было это интересно), насколько маленькому Гоголю с детством не повезло…

   Известно выражение: «Все мы родом из детства».


   Сравнивая творчество этих двух бесспорных гениев, я обнаружил (нигде не прочитал!), что у Пушкина нет ни одного отрицательного героя, а у Гоголя – нет ни одного положительного...(!)


   Интересно бы услышать соображения и возражения специалистов и знатоков литературы, к коим себя категорически не причисляю.


   И ещё очень важное сравнение.


   В жизни есть два момента самых главных – это рождение и смерть. Как их рожали мамы, нам неизвестно, а вот смерти их достаточно хорошо известны и даже описаны разными авторами.


   Смерть Пушкина – элегантная и красивая – на дуэли, за честь жены! Да и потом – недолго мучился, всеобщее соболезнование и торжественные похороны. Сам царь оплатил его карточные долги, чтобы честь и память о нём не были запятнаны.


   Умирание и смерть Гоголя были безумными, ужасными и отвратительными. Как только «эскулапы» не издевались над ним! Не буду описывать, кому интересно – эту информацию несложно найти. Гоголь страшно боялся, что его закопают живым и по его требованию в его гроб были вставлены трубы, чтобы, в случае оживления, он мог дышать через них и кричать… По завещанию, на могилу приходили какие-то люди, слушали и кричали в трубу – жив он или умер. В начале советской власти эти факты, связанные со смертью Гоголя проверяла специально созданная правительственная комиссия. Нашли дыры для труб в крышке гроба, а когда гроб вскрыли – увидели, что скелет лежит на боку (всё я это видел в телевизионном фильме).


   Ничто не мешает нам быть счастливыми, кроме дурного воспитания.

* * *

   В природе ни один элемент, вещество или субстанция не встречаются в чистом виде – всё смешано-перемешано в Целом. В «плохом» человеке – больше плохого, а в «хорошем» – больше хорошего. Так и «Алчное Дыхание» и «Дыхание Жизни» разбавляют и дополняют друг друга. Они – из одного Источника, но «Ведомства» разные (см. «Краткий курс») и, видимо, свободная воля человека и заключается в том, с каким «Ведомством» максимально или минимально сотрудничать. Абсолютное «Алчное Дыхание» – это уже не человек, а Демон Зла. Абсолютное «Дыхание Жизни» – видимо, Архангел (или ещё выше).


   Пушкин так продиагностировал общность Неба и Земли: «Нет правды на земле, но нет её и выше…».


   Удивительно, что Лермонтовский сюжет о любви Демона к земной женщине Тамаре был повторен Блоком (я нашёл) в двух стихах. Ну, как это так – талант Блока – и заимствованный сюжет? Мне кажется это странным. Но что-то же подвигло его на это? У меня возникает два возможных варианта: или это – вполне реальная история (ходят такие байки) – любовь между Демонами (или инопланетянами – какая разница) и земными женщинами; или «Алчное Дыхание» гениальной человеческой личности разгорается настолько, что он перестаёт быть человеком. Если человек может стать Святым, то, по аналогии – возможно ему стать и Демоном (уже при жизни...).

Блок, стих 1916 года (за 5 лет до смерти).

Демон – обращаясь к Тамаре:
«Ты, знаешь ли, какая малость
Та человеческая ложь,
Та грустная земная жалость,
Что дикой страстью ты зовёшь?».

   Человеческая дикая страсть для поэта с «алчным дыханием» – лишь «грустная земная жалость»... Его возвышенная мечта – о страсти демонической, не достижимой в этом физическом теле.

   А стихи Лермонтова, совсем ещё юного и начинающего поэта – вот где кипящая страсть алчности – всех сжечь, растоптать, уничтожить...

Cмерть поэта

«А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
Вы, жадною толпой, стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда — всё молчи!».

   И угрозы...

«Но есть и божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждёт…»...

   И так далее...

   Откуда у молодого человека, кстати, самого «потомка прославленных отцов», такая клокочущая ярость? Ведь никто не убивал Пушкина намеренно, была честная дуэль – умер, как сам и предсказал в «Онегине»: «паду ли я, стрелой пронзённый»...


   Посмотрим детство Лермонтова. Его богатая бабка выгнала материально бедного отца-зятя, отстранив от общения с сыном; мать – слабая, ревнивая, больная, умирает, когда сыну было всего 3 года. Бабка берётся за воспитание своего гениального внука и отдаёт на обучение (не помню точно, но, по сути, правильно) в школу гвардейских юнкеров и прапорщиков; видимо, в молодости ей нравились гусары...


   Михаил Лермонтов – по таланту, не менее одарённый, чем сам Пушкин, а, может, был бы и значимее... В перерывах между строевыми и кавалерийскими занятиями общается с волевой бабкой, определяющей его судьбу. И поэт, несомненно, от рождения имеющий развитую духовную сущность, пишет такие строчки: «И скучно, и грустно, и некому руку подать...». Диагноз: «Алчное дыхание» окончательно перекрыло «Дыхание Жизни». Он ищет смерти, напрашивается и в 27 лет (!) получает избавление от внутреннего жжения и неприятия Жизни. Глупая и бессмысленная дуэль, если уж и не с другом, то с хорошим приятелем, уважающим его талант...


   Где бы нам найти ещё одного гения-поэта, который бы написал стих на смерть Лермонтова и обличил бы «нехорошее» общество, загубившее жизнь такого гения планетарного масштаба...


   Диагноз с точки зрения «Дыхания Жизни»: поэзия «алчного дыхания» – это блюдо со специями, приготовленное искусным поваром из протухшего мяса; осетрина третьей свежести; аромат кладбища; некрофилия...

* * *

   Первая часть «Метода Бутейко» заканчивается моей попыткой показать читателю, что читатель шагает по жизни, как по этапу, заключённый цепями общественной морали, мировоззрением «калейдоскопического идиотизма» и алгоритмом жизни – «Институт, Семья, Могила». И задал я такой риторический вопрос: «Вы в этой (своей) жизни Живёте или Выживаете?».

   Этот разговор о Блоке, Пушкине, Лермонтове, Гоголе – он не про вас?


   Встретив своего давнего друга (подругу), не убеждаете ли вы его (или её), изо всех сил, бодрым и весёлым голосом, что вы не только не погибший, а совсем наоборот – живой; и разве не перечисляете уверенно свои достижения и приобретения? А расставшись и идя в свою сторону, не обнаруживаете ли, что, несмотря на эти свои «достижения и приобретения», вообще-то, «и скучно, и грустно, и некому руку подать»? А эти всякие кремлёвские, областные, городские «надменные потомки, известные подлостью прославленных отцов»... «Но есть (на них!) и Божий Суд, наперсники разврата!» – не уйдёте, не открутитесь... Чтобы совсем окончательно не портить вам настроение, не буду поминать служебных начальников и «не к ночи будет сказано» – соседей и родственников...


   Тысячелетия, столетия проходят. Раньше писали гусиным пером, сейчас отстукиваем месседж по мобильному, а люди всё те же.


   В газетах и программах телевизионных передач, «звёзды» шоу-бизнеса в очередь и, видимо, не за малые деньги, печатают планы и фотографии своих коттеджей и себя на кухне, на диване, в гостиной – «Кто-кто, а уж я-то точно непогибшая (непогибший)... А посмотрите, какой у меня муж, а какие дети!». Смотришь и видишь, – а муж-то «объелся груш»! И жалко становится и её, и мужа... Как, по-вашему, – живёт она или выживает? Ведь со стороны-то – это легко и увидеть, и понять. С другой стороны, и как ей не посочувствовать, ведь она же знает, что у «абрамовичей», «прохоровых» (не будем поминать питерских) есть ТАКОЕ... Как только подумаешь, – и алчное дыхание переходит в астматическое.

* * *

   Мне не кажется, что мне удалось объяснить что такое «Дыхание Жизни», но я уверен, что я достаточно постарался объяснить что Дыханием Жизни не является. В заключение этой части, я приведу вторично цитату из книги (понимая, что вы не броситесь её искать)...


   Вопрос к К.П. Бутейко: «Чем внешне отличается бутейковец?» (стр. 72).


   Ответ: «Очень многим. У него красивая походка, приятная речь, завидная лёгкость в теле, сосуды у него эластичны. Щёки свежие и розовые. Лицо умное. Голос мелодичный, чистый, спокойный, каждое слово произносится на паузе. Бутейковец не похож на вечно унылого нытика, ибо он держит всё в своих руках и уверенно решает все свои проблемы. Он одержим, оптимистичен и уверен в себе. У него нет врагов. Он не способен угаснуть. Ибо смело шагает в вечность».


   Пока я всё это переписывал из книги, я с удовлетворением убедился в том, что я – точно не бутейковец, хотя ничего не имею против «свежих и розовых щёк» и «умного лица»: я не всегда уверенно иду даже в соседний магазин, как бутейковец «шагает в вечность».


   Бутейко – человек прорыва, ему нужны такие сотрудники и последователи; он пытается «взорвать» этот медицинский лохотрон; он – врач и у него своя задача – дать метод ВЛГД, который заменит всё это грандиозное «химиоотравление» человечества. Я же – человек синтеза и «химиоотравление» считаю не самой главной дуростью народонаселения Земли. «Королевство Кривых Зеркал» (а, скорее, – «Всемирное Царство» – из-за глобализации) – всё направлено на то, чтобы «Человека-Зверя», который может стать Богом, превратить в «Человека-Скотину» – тупую, ленивую, завистливую и агрессивную. Задача врача – вернуть человеку Здоровье, но здоровье, как и деньги, не может быть целью.

Здоровье и деньги – это средства для реализации своего Предназначения.

   Чтобы понять своё предназначение, человек должен постоянно и внимательно слушать свою Душу, свою Совесть, корректируя при необходимости свои действия и направления. Ведь голос Бога – тихий, а желающих поруководить человеком внутри (и снаружи!) – масса: организуют страстные желания, подсовывают мысли, аргументы; создают ситуации, искушения. Необходимо БЫТЬ – быть живым, не «спать», «бдить», отслеживать происходящее внутри и снаружи: «Идёшь налево – будь готов идти направо. Причаливаешь – будь готов отчалить».

«Стремись к тому, что бесконечно выше и бесконечно далее тебя».
Валентин Сидоров, «Стихи-медитации».

   А определение «бутейковца» чем-то напоминает мне «белокурую бестию», под марш «Дранг нах остен» уверенно шагающую в вечность...