Введение

Когда мы выйдем за пределы познанного,
Тогда мы будем иметь Знание.
Разум был помощником,
Разум теперь препятствие.

Когда мы выйдем за пределы желаний,
Тогда мы будем иметь Силу.
Усилие было помощником,
Усилие теперь препятствие.

Когда мы выйдем за пределы наслаждений,
Тогда мы будем иметь Блаженство.
Желание было помощником,
Желание теперь препятствие.

Когда мы выйдем за пределы индивидуализации,
Тогда мы будем истинными Личностями.
Эго было помощником,
Эго теперь препятствие.

Когда мы выйдем за пределы человечности,
Тогда мы будем Человеком.
Животное было помощником,
Животное теперь препятствие.


Шри Ауробиндо

«Всё, что действительно нужно человеку – очень просто.

А всё, что сложно, как правило, – ему не нужно».


Григорий Сковорода

   Практически все окружающие меня люди, до самого начала перестройки в стране, в добровольно-принудительном порядке (хотя я подозреваю, что всё-таки, в основном, добровольно) изучали толстую книгу под названием «Краткий курс истории КПСС». В народе назвали её любовно «История партии», поскольку действительно глупо было в то время уточнять – какой.


   Те, кому было непонятно, почему и зачем надо было изучать историю именно этой партии, давно уже были в числе тех, «которых нет или которые далече»...


   Но я, видимо, от рождения был «шустрый малец» и «отсидев червонец на общаге» (кому непонятно – школа-десятилетка общеобразовательная), блистательно научился там «уходить в самоволку» (сбегать с уроков – по количеству пропусков никто со мной не мог сравниться в классе), «отлынивать», списывать, «посылать подальше» и т.д.


   Потом было музыкальное училище, в котором, как мне казалось, учили чему-то напоминающему «краткий курс»...


   Быстро почуяв «неладное», я закончил училище за три года, вместо четырёх положенных и, выходя из стен «оного», с удивлением рассматривал цвет диплома: он оказался красным, наверное, от стыда, что его вручили мне…


   Потом был педагогический институт, в котором «краткий курс» главенствовал, а научный коммунизм был государственным экзаменом. Сначала мне было совершенно непонятно, как меня занесло туда, но потом «дошло», ведь пословица гласит: «Ума нет – иди в Пед». Насчёт себя мне давно ясно: того ума, который мне бы позволил поступить в любой другой институт у меня действительно нет и никогда не было.


   Что в «педе» «отмаяться» пораньше мне не удастся, как в музучилище, я почувствовал сразу, но надо было что-то предпринять: ну не учиться же на самом деле…


   «Пораскинув» чем-то, чего у меня не было от рождения, я, занимаясь на дневном отделении, с первого курса устроился и все четыре года проработал на двух, трёх, а иногда и на четырёх работах. Естественно, на занятия в институт мне ходить было некогда, но стипендию я там получал регулярно.


   Закончив «де юрэ» школу, училище и институт, «де факто» я умудрился сохранить в девственности некий орган, который мне позволял видеть и понимать мир совсем «не так» и «не таким», как его видят и понимают «умные люди» (а точнее, люди, пропущенные через жернова образовательных учреждений).


   В 23 года я начал свой педагогический стаж сразу с директора школы (музыкальной) и в дальнейшем ниже директора или руководителя коллективов не опускался. Вокруг меня всегда было много учеников (детей и взрослых), сотрудников-педагогов. В целом, всегда успешно шла работа – меня слушали и «слушались», и «вдруг», однажды, я понял, что все они меня слушали (и внимательно, как правило), но ничего не слышали или, после расставания со мной, у них услышанное вылетало «из другого уха». Конечно, это произошло не «вдруг», можно было и раньше догадаться, но, наверное, очень хотелось принять желаемое за действительное. Как говорят – «Надежда умирает последней».


   Приходит профессор к студентам на экзамен и говорит:


– Оценку 5 получит тот, кто знает, какой предмет вы сегодня сдаете? – Тишина в аудитории...

– Хорошо, оценку 4 получит тот, кто знает, какого цвета учебник? – Гробовая тишина...

– Ну ладно! Оценку 3 получит тот, кто знает, как меня зовут? – Стало ещё тише. И вдруг шёпот с «камчатки»:

– Во, гад, сыпет!


   Вы, наверное, думаете, что это шутка? Я тоже так думал в начале, но в конце двадцатого года работы в своей частной школе я понял, что в этом анекдоте, хотя бы в моём случае, нет и доли шутки. Когда это окончательно «дошло» до меня, я, ни долго думая, взял тапочки (вторую обувь в школе), отряхнул с них пыль (как советовал уважаемый мною «товарищ») и сказал оставшимся: «Все это барахло, накопленное за 20 лет, оставляю вам, а я пошёл...».


   В моём детстве был хороший фильм (по тем временам) – «Праздник святого Йоргена», с замечательными актерами: Кторовым и Ильинским. Оттуда запомнилась мне фраза: «Главное в профессии вора, а также и святого – это вовремя смыться». В тот момент понимания «глухоты» моих учеников (или своей «немоты»?) я мысленно добавил к вору и святому профессию учителя, и сразу пошёл за тапочками...


   Прошло время, с тех пор как я «унёс оттуда свои ноги», но я ни разу не пожалел о содеянном... Кстати, того «товарища», который мудро советовал «стряхивать пыль» и сматываться вовремя, если тебя не понимают, как вы, надеюсь, помните, когда он стал неосторожным или забывчивым, прибили гвоздями к кресту и не сняли до сих пор. Носят на шее и любуются на его муки в храмах…


   Находиться в состоянии «смывшегося» было легко и радостно. Видимо, такое же чувство было у раба, прикованного к тачке цепями и с которой он не расставался ни днём, ни ночью. И вдруг – освобождение!


   Моя «тачка» была всегда доверху набита чужими глупостями – т.е. «бедами и проблемами», которые, как мне казалось, я успешно решал (вместо того, чтобы решать свои…). И вдруг – о, чудо! Ни тачки, ни цепей больше нет…


   После примерно полугода «эйфории свободы» в моей голове, не изуродованной академическим образованием, начался сначала тихо, а потом всё громче вестись такой примерно диалог:


– Как дела? Самочувствие?

– Отлично!

– Не мешало бы тебе поделиться с людьми своим уменьем...

– А чем я занимался последние 20 лет? И чем это закончилось!

– Так есть же формула: Нет пророка в своем отечестве. Христа не приняли в Вифлееме…

– Что же вы хотите, чтобы я пошёл «по городам и весям», насильно осчастливливая людей?

– Нет в этом, в настоящее время, такой необходимости. Для этого есть интернет. Вывеси там то, что ты знаешь, а дальше не твоя забота…


   Изложить в интернете свой опыт – это, конечно, хорошая мысль, но для этого его нужно сначала записать. А я не писатель, я – говоритель (как все учителя)... Притом, начиная свой очередной семинар или лекцию, я всегда честно предупреждал, что краткость – не сестра моего таланта.


   Поэтому, зная особенности своего таланта, я решил основную мысль изложить сначала «кратко» в длинной статье, которую назвал «Краткий курс», а уж потом пойдут разные циклы, методики, практики, размышления, добавления и т.д. по теме: «Школа здоровья» – физического, психического, нравственного и духовного.


   В заключение этого вступления – о стиле иронии, попытках «юморить» и зачем это делать в разговоре о таком серьезном предмете как Жизнь?


   Если «разуть глаза» и посмотреть здраво на содержание и образ жизни народонаселения Земли (гомо сапиенс), то у меня рождается только два желания – повеситься или запить. Запить я уже пробовал в молодости. Для меня это не работает – здоровье не позволяет, становится ещё хуже. Повеситься (или как-то по-другому) для меня тоже не решение, поскольку я точно знаю, что «прибуду» к тем, кто послал меня сюда, а дезертиров нигде не уважают…


   Если в духовной практике не уметь дурачиться, то постепенно наденешь черные одежды, на них навесишь цепи и кресты, начнёшь не говорить, а вещать нараспев, махать кадилом и наводить «шухер» на прихожан с мрачно-осуждающим взглядом... А Христос, между прочим, заповедовал: «Всегда радуйтесь» и «Будьте как дети».